О модернизации шкворневого узла УАЗ Патриот

04.10.2012
Владельцев автомобилей УАЗ с модернизацией шкворневого узла (с втулок на вкладыши) не покидает вопрос – "Зачем это сделали?" Ведь не ходят же вкладыши! Ответ на самом деле по-русски прост – хотели как лучше, получилось как всегда. Шкворневой узел в заводском исполнении требует к себе повышенного внимания. При соблюдении всех технологических требований по сборке и регулировке шкворней узел очень хорошо работает. Особенно после замены заводом материала вкладыша на углепластик и ходят машины по 60, и даже по 90 тысяч километров. Но это - при СОБЛЮДЕНИИ. Углепластик работает без смазки в зоне трения, но при нарушении герметичности уплотнения поворотного кулака в этой зоне появляется абразив с водой и вкладыш выходит из строя. При несоблюдении требований по затяжке шкворней (недотянули) в процессе эксплуатации происходит усадка конуса шкворня и разрезной гайки, что приводит к появлению люфта (как правило, в верхнем шкворне). Следствием этого является переход распределённой по сфере вкладыша нагрузки в точку и углепластику конец. Перетяжка шкворней, в любом исполнении, ведёт к потере управляемости автомобиля. Следует отметить и такой аспект, как соблюдение владельцами правил эксплуатации а/м, установленных заводом, а также различныйвнедорожный тюнинг (силовой обвес, усиленные пружины и жёсткие амортизаторы). Это - косвенные причины, добивающие углепластик. Таким образом, в принципе, требования к поворотному кулаку не изменились (герметичность, момент затяжки, соосность), а вот последствия «несоблюдений» наступают гораздо быстрей, чем на «старых» шкворнях. Многим владельцам УАЗов, особенно более массовых Патриотов, пришлось пройти неоднократную замену шкворней на относительно малых пробегах и у многих сложилось мнение о недостатке конструкции. На самом деле причины изложены выше и конструкторы тут не причём (хотя должны были знать пословицу). Искоренить такое мнение довольно трудно и по этому на рынке автозапчестей и сервиса появились альтернативы заводским шкворням. По первости, народ начал опустошать магазины на предмет кулаков от УАЗ 3160 – 3162 (кулаки старого образца с втулками, крепление под суппорт дискового тормоза). Опустошили… Затем начали изобретать для «колхозных» поворотных кулаков («старые» шкворни, барабанные тормоза) переходные планшайбы под суппорта дисковых тормозов. Изобрели. Но вернулись к управляемости авто, так как на новых кулаках другое плечо обкатки колёс относительно оси поворота. Хотя для «боевых» - наплевать. Из прошлого, когда не ставили на УАЗы ГУР, всплыл вариант установки в шкворневой узел конических подшипников (они же - роликовые шкворня). Тема "зацепила" многих, тем более, что есть аналоги в грузовиках и в иномарках. Хотя свои условности (соблюдения) тоже важны – это герметичность узла и преднатяг подшипников. И, наконец, последний появившийся "девайс" – это вкладыши из бронзы. Здесь с «соблюдениями» можно, не злоупотребляя, пренебречь. Вариант приблизился к «старому» с сохранением модернизации в управляемости. Наша мастерская предлагает владельцам УАЗ в первую очередь не спешить и определиться с выбором, какие шкворни использовать. В каждом из вариантов есть своя изюминка и свои "тараканы". Необходимо всесторонне оценить возможности эксплуатации и обслуживания каждого автомобиля и потом только выбрать своё. Надеемся, что со своим опытом и знаниями Мастерская Полного Привода поможет вам это сделать, а затем и воплотить задуманное в жизнь Вашего авто.
Автор: Михаил Дмитренко